А был ли бай ? (продолжение)
Вид на плотину и бывший завод Строгановых.
При попытках истолковать значение топонима Билимбай до сих пор никак не учитывался такой фактор, как названия близлежащих рек. Совсем недалеко от Билимбая с левой стороны в Чусовую впадает речка Битимка с не менее загадочным названием и очередной легендой. Если отделить чисто русский уменьшительный суффикс -ка – получаем название речки Битим. Ещё ниже по течению с правой стороны в Чусовую впадает более крупная река Шишим.
Названия этих рек оканчиваются на -им и созвучны названию Билим – именно так могла называться речка, которую позже стали называть Билимбаиха. В этом случае притяжательный суффикс -иха также русского происхождения. Трансформация названия могла произойти следующим образом.
Был некий человек, живший у реки Билим; возможно, он был богат. И этот человек получил прозвище – Билимбай, то есть бай живущий у реки Билим. Затем это прозвище перешло на место, где он жил, а впоследствии и на реку. Таким образом, мог возникнуть ойконим – Билимбай и гидроним – Билимбаиха.
При реальном функционировании топоним часто обозначает не только местность, соответствующую топографическому объекту, но и то, что лежит рядом.
Ещё надо иметь в виду –
топонимия (особенно гидронимия) зачастую является единственным источником
информации об исчезнувших языках и народах. Также необходимо учитывать, что
поскольку набор и качество звуков в разных языках могут значительно
расходиться, то слова в процессе их заимствования нередко подвергаются
существенным фонетическим преобразованиям.
Определенные звуки языка-источника
могут передаваться не точно такими же, а (там где отсутствует совпадение) лишь
сходными звуками заимствующего языка. Не зная языка-источника сложно сказать,
что могло значить слово билим.
Скорее всего, название реки не мансийского происхождения. Матвеев утверждал: «есть факты, прямо свидетельствующие против
мансийского происхождения гидронимов на -им». Во всяком случае,
ударение в слове указывает как минимум на тюркскую обработку.
Если
рассматривать тюркское происхождение (что также не бесспорно) можно ещё
обратить внимание на слово – «бил» – «поясница», «талия»; «билем»,
дословно – «моя поясница», в переносном значении может употребляться как термин
– «седловина». А также слово – «билəмə», означающее – «владение».
Такова ещё одна версия происхождения топонима Билимбай.
В пользу интерпретации топонима
Билимбай от личного имени или прозвища говорят и некоторые исторические факты
времён основания Чусовской (Уткинской) слободы.
«Вверх
по Чусовой граница слободы была определена «до татарские пашни Тихонка
Турсунбаева». Но Тихонка и его брат Мамайко Турсунбаевы, числящиеся сылвинскими
татарами Соликамского уезда, претендовали и на территорию новой слободы. Возник
спор» .
Г.Ф.Миллер писал по этому
поводу: «Едва только приступили к
постройке слободы, как в Петров пост 1651г. на неё напали татары с верховьев
реки Сылвы и присоединившиеся к ним человек с 50 черемисов Казанского уезда,
которые считали, что новая слобода нанесёт им ущерб. Они разогнали жителей и
разграбили их имущество. Пришлось послать из Верхотурья воинскую силу, чтобы
восстановить в правах пострадавшую сторону и добиться удовлетворения убытков».
«В конце 1659г. стрельцы,
служившие на Чусовской заставе, сообщали в Верхотурье о наличии нелегальной
дороги через юрт всё того же Тихонка Турсунбаева «выше Чусовской слободы 15
вёрст», связывающую Сылву с Мурзинской слободой и верховьями Исети, по которой
Тихонко нелегально проводил татар и черемисов (марийцев). И через год ситуация
оставалась такой же».
А в 1662г. в регионе началось
башкирское восстание, продолжавшееся до 1665 года. «К башкирам присоединились жители ясачных волостей Приуралья, южной части Среднего Урала и Зауралья,
недовольные, в частности, появлением русских поселений на их землях, или
поблизости от них». Турсунбаевы, надо полагать, также не остались в стороне
от этих событий.
Вполне возможно, что кто-то из
Турсунбаевых и причастен к появлению топонима Билимбай.
В случае с Билимбаем
мы, похоже, имеем редкий случай, когда топонимическая легенда содержит элементы
подлинного исторического предания.
Бай Билим, видимо, был. Но ему,
очевидно, пришлось покинуть эти края ещё до того, как Строгановы собрались
строить завод. Более точные сведения, возможно, хранятся в архиве Верхотурья.
Вид на Билимбаевский пруд.
Стела (памятный знак) при въезде в посёлок со стороны Первоуральска.
P.S. Статья была написана для доклада на Строгановских чтениях в марте 2014 года. Затем её опубликовали в конце ноября в "Городских вестях". Текст взяли в городской библиотеке и ко мне лично не обращались. При публикации текст разбили на подзаголовки, что, конечно, правильно для улучшения читабельности. Только вот 4-ый подзаголовок напечатали так: "Легенда или придание", а надо было: "Легенда или предание". Под текстом моя фамилия, а стало быть и ошибка моя. Каждый человек может ошибиться, но мне, полагаю, и своих ошибок вполне достаточно. Газету, мельком, посмотрел в библиотеке, текст не проверял. Думал оставят лишний экземпляр (как автору) в библиотеке, но не тут-то было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.