Каменные чаши. Гора Три Брата
Этот пост посвящен велопокатушке на гору Три Брата. Гора находится примерно в 12 километрах на северо-восток от города в сторону станции Аять. Было это три года назад в солнечный августовский день.
Выехал из города через поселок Пильная. По дороге, которую описывал тут в посте про поездку на гору Котёл. Долго ли, коротко ли добрался до горы. Завёл велосипед подальше от дороги и двинулся наверх по южному склону.
Склон горы достаточно крутой. Высота составляет порядка 410 метров. На вершине имеются три группы скальных нагромождений, переходящих один в другой.
Олег Щетинин (геолог, краевед, автор книги "Каменные останцы Верх-Исетского гранитного массива"), живший на станции Исеть, называл их: Старший, Средний и Младший Брат.
Старшим Братом называется наиболее высокая скальная возвышенность, находящаяся на восточной стороне гряды. Относительная высота его не очень большая и составляет, на мой взгляд, около 10 метров. При случае надо будет уточнить.
В этот раз, вначале направился к Младшему Брату.
Замечаю, что-то напоминающее гигантский гриб-боровик.
Неподалеку, какая-то страшилка.
Начинаются каменные валуны на вершине горы. Всматриваясь в фотографии с этой поездки, подумалось, что в следующий раз надо обратить более пристальное внимание на некоторые камни.
В частности на этот.
Вообще, разглядывая эти (и не только эти) камни, особо впечатлительные натуры могут много чего представить. А вот и одна из чаш, которых здесь по случайному совпадению -- тоже три. Одна находится на Младшем Брате, а две другие на Среднем Брате.
Некоторые "товарищи" называют такого вида чаши -- получашами. Есть в этом и что-то похожее на каменное кресло.
По поводу образования чаш есть следующие мнения: эти чаши -- рукотворные, то есть искусственного происхождения и, второе, что произошли естественным путем. Я склоняюсь к версии естественного природного происхождения.
Аргументацией рукотворности является правильная форма и наличие выраженного стока на некоторых чашах. Сторонники того, что эти чаши изготовлены в древности людьми приписывают использование их в качестве жертвенников, то есть для ритуала жертвоприношения. Также есть предположение об использовании некоторых чаш для выплавки меди. В частности это относится к чашам на горе Петрогром или скалах Петра Гронского. Но, это отдельный разговор.
Несомненно, что некоторые чаши, независимо от происхождения, могли использоваться людьми в древние времена в тех или иных целях. Из этого еще не следует вывод, что все каменные чаши являются жертвенными, как хотят представить сторонники этой версии. Хотя с абсолютной уверенностью нельзя, наверное, утверждать и обратное.
Предположение об использовании чаш в качестве жертвенных подтверждается находками жженых (кальцинированных) косточек и остатков (кусочков) керамических изделий. Эти находки археологи относят к эпохе неолита. Это примерно 7 тысяч лет до новой эры.
Все вышенаписанное о чашах -- общие рассуждения. Мне неизвестно мнение археологов о каменных чашах, находящихся на горе Три Брата. Но есть люди, далекие от археологии, которые считают их жертвенными.
Однако отойдем от теории.
На этом фото запечатлено интересное образование, причем сквозное. Там виден свет в конце "туннеля".
Вот ещё один камень (слева) как будто бы со следами воздействия.
А это веточки кедра (сибирской сосны) -- редкого дерева в окрестностях Первоуральска.
Каменные чаши на Среднем Брате.
Они находятся рядом друг с другом.
Каменные чаши на Среднем Брате.
Они находятся рядом друг с другом.
Здесь отметил что-то, похожее на воздействие человека.
Более крупный план. Похоже на какую-то выемку искусственного происхождения.
В такие воронки, укрепленные на соснах и собирали живицу. Воронка уже прохудилась под воздействием времени.
Спустившись, подъехал к притоку Малой Черной речки.
Речушка оказалась пересохшей. А сколько-то лет назад, когда я шёл с Щетининым, Трусовым (краевед из Первоуральска), Маминым (о нём здесь) со станции Аять на гору Три Брата, мы здесь брали воду и кипятили чай.
Запечатлел камушки. Они находились на дне речушки.
Время от времени попадались брусничники. Кустик брусники.
Впереди вновь приток Малой Черной речки. На этот раз вода присутствует, но её тоже маловато. Это лето у нас выдалось засушливым.
Вообще, в планах у меня было поискать захоронение старообрядца Макария, которое находится на берегу Малой Черной речки. Я там не бывал до этого, но предполагаемое место в общих чертах представлял. Однако увлекшись педалированием, пропустил заросшую своротку. А когда понял это, не захотел возвращаться и искать тропу. Так я докатил до самОй Малой Черной речки, но гораздо выше по течению, чем предполагал.
Здесь с водой тоже не густо. Очередные камушки.
Солнце уже клонилось к вечеру, когда завернул на копь "Кадцину Яму". Мельком, осмотрев и сделав несколько снимков, отправился домой.
Впереди еще ждали подъемы на водораздельный хребет, называемый местными жителями увалом.
Благополучно добрался до дома. Общий километраж составил порядка 56 километров.
На этом пока все. Удачи!
Похожие записи:
Нравятся мне, в последнее время, репортажи из серии: "Один мой день". С интересом почитал.
ОтветитьУдалитьПо поводу чаш. Сейчас много на этом "спекулируют". Когда я готовил отчет о поездке на Аракульский шихан, тоже изучал вопрос. Такие чашки - от Москвы, до самых до окраин, т.е. и в Западной Европе они есть.
Ну, были они жертвенниками, и что с того? Человек всегда стремится к заметному объекту. Извините за сравнение, но если вы будете идти по полю, и захотите пи-пи, подойдете к ближайшему камню. Инстинкты такие. :) Ну, может только у меня... :) Что же удивительного, что люди стремились камням придать мистики и зарезать на них жертвы свои?
Спасибо за отзыв!
УдалитьДа, есть определенный интерес у части людей к чашам, также как и к различным "каменным палатам", а значит, есть и спекуляция. Кто-то пишет, выдумывая всякие истории, снимают видео. Все это продается.
Я полагаю, что далеко не все чаши использовались как жертвенные. Те, что использовались как жертвенники, может быть, интересны археологам даже не сами по себе, а тем, что находят рядом. Эти находки должны вносить свою лепту в процесс изучения истории. Как-то так, наверно.
Интересно выглядят следы от сбора живицы. А речку-то не зря Чёрной назвали.
ОтветитьУдалитьДействительно, смотрится это красиво.
УдалитьВстречался с мнением, что многочисленные Черные речки названы так вовсе не из-за цвета воды. Но на практике сам видел именно темную воду.
Камни очень интересные. Хотя, мне кажется, что формы их все же объясняются естественным происхождением - действием перепада температур, воды, ветра. Другое дело, что предки наши видели в этих камнях проявление божественных сил и поклонялись им. У нас не горы. Но крупные валуны, принесенные некогда ледниками, иногда встречаются. И тоже было поклонение камням. Иногда в виде обрядов сохраняется до сих пор! Есть, к примеру, камень, излечивающий, по преданию, женские болезни и бесплодие.
ОтветитьУдалитьЯ тоже придерживаюсь мнения, что формы объясняются естественным происхождением. И формы эти порой бывают очень причудливыми. У нас встречается много камней-останцев и, так называемых, каменных палаток. К теме каменных чаш и просто -- интересных проявлений, я еще буду возвращаться. У меня есть и отснятый материал, а много чего надо снять заново.
УдалитьМиша, вот КАК, ну, как Природе удается выточить такие гениальные "скульптуры"?! Хотя, конечно, вопрос риторический, просто каждый раз поражаюсь, когда вижу подобное)))
ОтветитьУдалитьПрирода -- гениальный скульптор. И нам на самом деле, иногда, трудно поверить в то, что перед нашими глазами -- творение Природы. Кажется, что наверняка не обошлось без вмешательства людей. Возможно, в некоторых случаях так и есть. Я этой темы еще коснусь -- есть много интересных мест, связанных с древними стоянками и просто камни -- интересные сами по себе.
УдалитьЧего-то не видать велосипедистов, участвующих в велопокатушке. Куда делись?
ОтветитьУдалитьВ последние годы предпочитаю ходить и ездить соло или, как нынче говорят, унокаско, если не ошибаюсь. Шлем, правда, тоже не использую. Там на кадре перед "следами..." неприметно стоит велик.
УдалитьЯ в таких случаях просто велик снимаю, стоящий у дерева, например. Тогда понятно, что это велопокатушка, не ни пойми что
УдалитьЯ тоже снимаю, правда, в отчеты не всегда вставляю. В этот раз не вставил крупного плана с велом, а тот, что есть, не совсем понятен.
УдалитьЗато скалы какие-то просто сказочные получились. И со светом повезло
УдалитьДа, день выдался солнечный. А съемку вёл на довольно-таки качественную "мыльницу".
Удалитья когда на велосипеде езжу, с собой только маленький фотоаппарат беру, пользуюсь Sony Nex-5 со съемными объективами, очень хорошего качества фотографии получаются. Иногда видеокамеру беру, но это только для специальных случаев
УдалитьКомпакт свой продал, а замену не приобрел. Теперь в поездки беру какую-нить зеркалку. Раньше можно было тормознуться при случае и быстро снять кадр. Теперь надо лезть в рюкзак, что не оперативно и, порой, неохота.
УдалитьМожет быть сами камни там на горе оказались естественным способом, но вот то, что к ним руку приложил человек, на мой взгляд - несомненно. Возможно это дело рук язычников, которые когда то приносили на этих камнях жертвы.
ОтветитьУдалитьНеплохая велопробежка. Миша, а что это за подобие землянки и колодец в конце на фото? Ужасно люблю такие постройки.
Тут, как говорится, сколько людей -- столько мнений. На практике, пока, никто экспериментально не доказал -- каким образом можно получить подобные чаши. Встречаются выемки, похожие на чаши и на вертикальных поверхностях. Их-то вряд ли кто стал делать.
УдалитьПро то, что на последних фото я добавил ссылки в текст. Там про нынешние покатушки.
Читал "Сокровища Монтесумы" так там точно такие же камни описывались для приношения жертв, только больше размером. Человека на них можно было полностью положить.
УдалитьВсё может быть. Писатели ведь не все выдумывают, а опираются и на реальные объекты, и на какие-то события. И чаши, вполне, могут быть больших размеров. Может быть, где-то и люди приложили руки, для их создания. Сторонников этой версии тоже много. Все приводят свои доводы, но на чём-то одном, пока, не сошлись.
УдалитьОооох как же я люблю подобные места! На днях своим рабочим коллективом идём в поход на какие-то скалы. В этот раз не я организатор, так что даже не знаю куда нас поведут! :-) Как сходим, обязательно фотки покажу! :-)
УдалитьМне тоже нравится побродить среди камней. Много чего интересного можно увидеть, особенно в малопосещаемых местах, не исписанных современными варварами и с сохранившейся растительностью на камнях.
УдалитьБудем ждать фото.
Интересные камни. На мой взгляд здесь присутствую, как естественные, так и искусственные нагромождения. В тех местах, в районе Гати и Аяти много стоянок первобытных людей. Я сам на Гати находил черепки посуды и наконечники. На снимках твоих присутствуют кварцы и вкрапления в камнях более ценных пород. Путешествие очень интересное.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв!
УдалитьКогда в следующий раз окажусь в тех местах, надо будет более внимательно осмотреть некоторые камни. С мелкими камушками я собирался отдельно поразбираться. То лето было благоприятное для этого, но выбраться не получилось.
Приветствую всех любителей этого блога!
ОтветитьУдалитьМишенька,благодарю! Прекрасный фоторепортаж!
Про "особо впечатлительных" и пр.намёк приняла:))
"Камушки" и правда чудесные и место красивое,кедр так и хочется потрогать:))
Я верю,что камни живые:)) А как любой живой организм желает быть полезным для Человека,камни меняют свою структуру,чтобы стать и чашей,и укрытием,и проводником энергий земли,и много чем ещё,и при этом радушно улыбаются:))
Чем не новая версия?))
Благодарю! Было интересно и радостно! Успехов в познании!
Татьяна, благодарю за отзыв! Мне интересны любые точки зрения, кроме тех, что призывают к религиозной, расовой или национальной розни.
УдалитьВ нашем крае тоже много интересных камней, чем-то похожих на эти, сама видела, руками трогала и моё мнение - большинство искусственного происхождения )) Другое дело, что я не разделяю точку зрения, что все они жертвенники и вообще возможно для других целей были сделаны, мы не знаем культуры и традиций того периода и потому такое кровожадное предположение, просто другого придумать не могут, а в действительности всё может быть совсем не так.
ОтветитьУдалитьДа, мы много чего не знаем. И, тоже думаю, далеко не все чаши -- жертвенники. Но, полагаю, что в большинстве своем они естественного происхождения, хотя некоторые, может быть, и подверглись доработке. Если будет время, я еще поизучаю чаши на местности и проанализирую информацию.
ОтветитьУдалить