11 февраля 2017 г.

     Невьянская икона: история  и современность.  ИКЦ. Первоуральск

       Тема икон получила неожиданное продолжение.

     Если бы я был верующим, то увидел бы в этом что-то похожее на провидение, а так -- решил, что это просто совпадение.
    Недели полторы назад в местных интернет-новостях прочитал, что в Инновационном культурном центре (ИКЦ) можно ознакомиться с выставкой Невьянских икон. И вот в солнечный субботний день вместо лыжной прогулки отправился в ИКЦ. Прибыв туда, обнаружил, что на нулевом этаже есть еще одна не проанонсированная экспозиция работ художника Валерия Хасанова под названием: "Путь к Небу". Но, об этой выставке в другой раз.

    Иконы для обозрения вывесили на 6-ом этаже Центра. 
 Вначале, краткий экскурс в историю. 
    Искусствоведы характеризуют Невьянскую икону, как яркое явление старообрядческого искусства XVIII-XIX веков. Это явление возникло и получило развитие в вотчине Демидовых. А деятельность Демидовых на Урале началась на бывшем казенном заводе в Невьянске, который основатель династии получил от царя Петра I.

    В начале XVIII века на Урале обосновалось большое количество старообрядцев, гонимых политикой властей из европейской части страны (а по тогдашним понятиям из России в Сибирь с более суровыми климатическими условиями). Этому способствовало покровительство заводских властей, которые нуждались в рабочих руках.

    Со временем Невьянский завод превратился в духовный центр старообрядчества. Здесь же собрались лучшие иконописцы того времени. Возникли династии старообрядцев, занимавшиеся иконописью. Искусствоведы (опять-таки) утверждают, что "Невьянская иконописная школа отличается верностью принципам древнерусского искусства, выражающего свое видение мира в качестве творения Божьего. Икона воплотила идеал уральского мастерового люда об истине, добре и красоте.
    Но во второй половине XIX века икона уподобилась предмету роскоши, символизируя богатство или социальное положение заказчика. Позолота и инкрустация вытеснили живопись".

По мнению искусствоведов,  наступил период упадка. Сколько это продолжалось, не могу сказать, но ясно, что после известных событий многим стало и вовсе не до икон.

    Возрождение невьянской иконописной школы началось с середины 90-ых годов прошлого века. А в 2002 году был создан Свердловский региональный общественный фонд "Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов". У меня, правда, есть сомнения: возрождение ли это? Или попытка войти в одну воду дважды, опровергая древних философов.

    Данная выставка представлена этим Фондом, одной из задач которой является -- ознакомление с творчеством современных мастеров иконописи, культурным и духовным наследием прошедших эпох. Ну и реклама, думаю, играет не последнюю роль, хотя и не афишируется. 

    В экспозиции несколько икон XVIII -- XIX века. Основная часть -- работы наших современников. И что-то мне подсказывает, хоть я как неспециалист могу ошибиться, на то, что некоторые из икон по стоимости предназначены не для простого люда.

    Итак, икона "Святой Николай Чудотворец", датируемая концом XVIII века.

  




    

























  









    Святой Николай дал начало персонажу Санта Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданного трем дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки. В христианстве почитается, как покровитель путешествующих, заключенных и сирот, на Западе -- покровителем практически всех слоев общества, но, в основном, детей. Про то, что он является покровителем заключенных, узнал впервые из пояснительной записки. Эта икона является одной из особо почитаемых в РПЦ.

    Рядом расположена еще одна старая икона. Когда написана и как называется мне неведомо.











































Икона Пресвятой Богородицы "Неувядаемый цвет". Написана в 2014г. Кунгуровой Натальей.
Икона Святого Николая Чудотворца. Написана в 2016г. Морозовым Сергеем.
 Икона Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость" Написана в 2015г. Кунгуровой Натальей.
Икона Пресвятой Богородицы "Владимирская". Написана в 2012г. Карачаровой Дианой.
    Икона "Положение во гроб". Написана в 2012г. Кунгуровой Натальей.
    Икона "Св. Гермоген, Патриарх Московский и Всея Руси". Написана в 2014г. Кульмасовой Натальей.

 

   
Святая Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.  Написана в 2014г. Ческидовой Юлией.
    
Более крупный план правой иконы.
 










































Икона Божьей Матери "Семистрельная" (или "Умягчение злых сердец)". Написана в 2016г. Морозовым Сергеем.
      
   
       
        






































Икона Святого Иоанна Предтечи с избранными Святыми.  2015г.
Скульптор -- Кузнецов Олег
Иконопись -- Николаева Елена
Ювелир -- Иванькович Владимир
    
Икона "Собор Архангела Михаила", датируемая серединой XIX века.
 









































Фрагмент.

    Икона Многочастная "Спас Нерукотворный с избранными Святыми". Невьянск, 2011
 Скульптор -- о. Дионисий
Иконопись -- Патрушева Елена

    Икона "Святой Николай Чудотворец Можайский". Невьянск, 2016
Скульптор -- Кузнецов Олег
Иконопись -- Зайкова Ирина
Ювелир -- Иванькович Владимир
Икона Святого Архистратига Михаила "Грозных сил воевода". 
Создана в 2016 году теми же авторами, что и предыдущая икона.
 










































 Икона Божьей Матери "Умиление". Невьянск, 2011
Скульптор -- Овчинников Сергей
Иконопись -- Карачарова Диана
Ювелир -- Иванькович Владимир
В завершении приведу икону конца XIX века.
Икона "Распятие" с врезным крестом и клеймами "Снятие с креста" и "Положение во гроб".
 









































 Это часть икон из 24-х представленных на выставке.
    Посетителей было мало и на нулевом, и на шестом этаже. Предварительно мелькнула информация, что официальное открытие состоится 10-го февраля без указания времени. Похоже, открытие состоялось в очень узком кругу представителей СМИ, если состоялось вообще.

Выставка будет работать до середины мая.
Вход свободный.

                              Всем удачи!
 Похожая тема.

     

34 комментария:

  1. Знатоком иконописи, конечно, назвать себя не могу. Но приведенные фото икон впечатляют! Что же касается старообрядчества - почему-то мне кажется, что именно оно все же должно именоваться русским православием. Ведь наиболее прославленные русские святые и были именно последователями именно такого православия. Сергий Радонежский, скажем. Великий иконописец Дионисий, знаменитый своими фресками, что фрагментарно сохранились кое-где на Севере.
    Тем не менее, до сих пор старообрядцев иногда именуют "раскольниками". Но ведь организатор-то раскола - все-таки Никон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По сути да, именно старообрядцы были последователями русского православия, принятого задолго до них. Но в церковных текстах и правилах богослужения были, или накопились со временем, разночтения. И представители духовенства выступали за унификацию. При этом одни предлагали взять за основу древнерусские церковные книги, а другие -- греческие. Реформы нужны были и царю (в то время Алексею Михайловичу) с правящей верхушкой, чтобы упрочить международное положение России среди православных стран. А для этого необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Поэтому и приняли решение привести богослужение в соответствие с греческими правилами. Старообрядцы же не подчинились решению церковных иерархов, поддержанных светской властью, из-за чего их и причислили к раскольникам.
      Никон, в общем-то, не организатор раскола, но, как патриарх он своими решениями способствовал расколу, он очень ретиво взялся за проведение реформ, за что позже и поплатился. Последствия были не продуманы, а почва не подготовлена. В итоге реформа стала трагедией для русского народа.

      Удалить
  2. Красивые иконы. А в чём, интересно, отличительные особенности невьянских икон от других?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я интересовался этим вопросом. Постараюсь очень коротко ответить, не вдаваясь в детали. Отличительные особенности проявились не сразу, а нарабатывались двумя -- тремя поколениями иконописцев. Невьянские мастера придерживались традиций иконописных школ дореформенной Руси. Это удлиненные пропорции фигур, ритм, письмо по золоту, присущие московской школе; объемное, округлое изображение ликов, динамизм сюжета, характерное для ярославской школы иконописи. Не просто копировались старые иконы, хотя и это, наверное, было, а творчески перерабатывались. В иконы вносился местный колорит: пейзажи, деревья на склонах, узнаваемые строения горнозаводского Урала, силуэты храмов и так далее. Специалисты много чего отличительного могут увидеть. Я с иконами сталкиваюсь крайне редко.

      Удалить
  3. В какой-то мере у нас сейчас "эпоха возрождения", возрождается много чего, в том числе и иконописное искусство, появился интерес к теме, появились люди готовые финансировать и появились мастера. Интересная выставка и работы нынешних мастеров на очень высоком уровне, хотя я не большой специалист в этом вопросе, но мне понравились

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В лучшие годы (вторая половина XVIII -- первая половина XIX веков) В Невьянске работало до 10-ти иконописных мастерских, а в начале XX века иконописью на заказ занимались три семьи. Да и они, как утверждают источники, временами "сидели без работы". То ли рынок был перенасыщен, то ли у людей пропал интерес. И большевики к этому никак не причастны, хоть в последние годы и обвиняют их во всех мыслимых и немыслимых бедах.
      А нынешние иконы уже изготавливаются по другим технологиям. Технологии совершенствуются. И это, думаю, правильно.

      Удалить
    2. Да, Людмила, Вы правильно отметили -- появился спрос, появились и мастера.

      Удалить
  4. Может, наши власти в то время только повод искали, как бы людей подальше выселить, где заводы, и где требуются рабочие руки. Старообрядцы - чем не повод, чтобы на завод людей привести?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что старообрядцев и здесь власти не особо привечали. Те, что были без паспортов, попадали в зависимость от заводских властей.
      Не надо забывать, что в то время в России существовало крепостное право. Заводовладельцы просто покупали людей целыми селами, как скот, и привозили на завод. Это сейчас у нас много людей, утверждающих в какой ужасной стране мы жили, при советах и как все прекрасно было при царях.

      Удалить
  5. Тем более, без документов, без каких-либо прав. Такими управлять проще. Посмотрите на таджиков, которые у нас везде работают. Они такие же

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, интересная параллель между старообрядцами и таджиками. Только вера у этих людей разная.

      Удалить
    2. Наверное, не совсем корректное сравнение. Старообрядцы подвергались гонениям на религиозной почве, причем они были коренными жителями России, а прав на вероисповедания их лишили. У "таджиков" нет проблем с вероисповеданием. Они просто едут поработать. Да, с правами как таковыми у них случаются проблемы. Условия для жизни и работы зачастую далеки от идеала. Могут и обмануть их и т.д.

      Удалить
    3. Миша, так я поэтому и написала, что интересная параллель.
      Знаете, мне довелось общаться с потомками старообрядцем. Что ни говори, а у них свой мир. Видимо, и поведенческие факторы передаются по наследству.

      Удалить
    4. Наталья, у меня к "интересной параллели" никаких претензий. Написанное выше, больше относится к реплике Людмилы. Полагаю, что "таджики" не совсем "такие же", как старообрядцы.

      Мне кажется, "поведенческие факторы" больше зависят от воспитания в семье.

      Удалить
    5. Я здесь больше про управление людьми говорю, а не про религию и воспитание. Здесь, конечно, тяжело сравнивать

      Удалить
    6. Согласен, управлять людьми без документов и каких-либо прав намного проще.

      Удалить
  6. Являюсь противником церкви, считаю "опиумом для народа". Но экспозиция понравилась, особенно старинные иконы. Прямо захотелось съездить и посмотреть воочию. Не зря тех иконописцев называли "мастерами". Спасибо за репортаж, Миша.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я к религии тоже отношусь как к "опиуму". Но, при случае интересуюсь, кто, на чем стоит и что отстаивает. Опять-таки это история, а иконы еще и искусство. Старинных икон на выставке мало. В Екатеринбурге и в Невьянске есть музеи, посвященные невьянской иконе -- там старых икон должно быть больше. Но и эту выставку можно посетить, а заодно еще что-нибудь посмотреть.

      Удалить
  7. Миша, я не написала про сами иконы. Они несут в себе некую тайну, неподвластную времени. И не важно, когда они написаны. Вам удалось передать на снимках это. Отдельное спасибо! А то, что у Вас отношение к религии, как к "опиуму", сыграло Вам на руку. Вы не зациклены на отражении лика святого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Натали! Я только лишь старался, чтобы фото были близки к оригинальным изображениям.

      Удалить
  8. Хоть я и атеист, то меня всегда привлекали православные иконы и храмы. Иконы, особенно старые словно картины, а храмы обычно строились на века.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приобщение к истории и культуре народа ни для кого не будет лишним.

      Удалить
  9. Миша, Вы не думаете перенести свой блог на другую платформу? Сейчас он очень плохо выдаётся в мобильной версии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за подсказку, Натали! Пока мне некогда этим заниматься. Надо будет посмотреть настройки, скорее всего, и на этой платформе можно что-то наладить до приемлемого уровня. Но я не вникал в эти вопросы. На данном этапе -- главная задача: не особо тормозить с постами. Вообще мне много с чем надо разобраться, начиная шрифта и "веса" фотографий. Возможно, посты долго грузятся, что тоже плохо. Надо бы еще поправить некоторые старые посты.

      Удалить
    2. Миша, а вы пользуетесь сервисами по уменьшению веса фотографий? Могу подсказать некоторые он-лайн сервисы. А вы сами выберете, что Вам подходит. пишите мне в почту, если в этом есть необходимость.

      Удалить
    3. Про то, что есть такие сервисы я знаю. Но для обработки пользуюсь только фотошопом.

      Удалить
  10. Согласен - скорей попытка войти в одну воду дважды основание фонда. Про невьянские иконы раньше не слышал, а вот книгу "Невьянская башня" читал - очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я раньше и в Невьянске бывал, и книгу читал, но после ремонтных и реставрационных работ не ездил.

      Удалить
  11. Очень интересная история, и иконы потрясающе красивые. Что старые, что новые. Не слышала раньше про невьянские иконы до Вашего блога. Спасибо за интересный рассказ об иконах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рад, если нашли что-то интересное.

      Удалить
  12. Все-таки в иконах, переживших века, что-то более магическое (хотя, Церковь, конечно, сочла бы неуместным этот термин) - по сравнению с современными работами. Пока особо не задумывалась, почему - просто первое впечатление.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В старых иконах читается отпечаток времени, а новые иконы выглядят, как творение художников-прикладников. Они красивые, но время еще не довело их до кондиции, у них нет истории. Это мои субъективные ощущения.

      Давно не смотрел этот пост. Что-то текст местами расположен не там, как было изначально.

      Удалить
    2. Пожалуй, да - новые выглядят как лубочные картинки, они ещё "не намоленные ", в них нет энергетики живых людей. Должно пройти время.

      Удалить
    3. Я немного по-другому понимаю вышесказанное, но у каждого, наверное, свое видение этого процесса.

      Удалить