26 марта 2017 г.

Камень Винокуренный. Март. Прогулка

Март близится к завершению, или, как у поэта: "Месяц кончается март...", а у меня "ни в одном глазу", то есть, блог находится в состоянии зимней спячки.

Две недели назад я за компанию с Александром Веревкиным (известным в городе альпинистом, путешественником и фотографом) съездил на камень Винокуренный, который находится на левом берегу реки Чусовой в районе поселка Староуткинск (почти 90 км по прямой от Екатеринбурга на северо-запад). От Первоуральска, если двигаться по реке, получается примерно столько же, даже немного больше.

Александр, спасибо за приглашение!

Утро приветствовало легким морозцем, а днем было солнечно и по-весеннему тепло.
Камень Винокуренный представляет собой скальный массив, вытянувшийся вдоль берега чуть ли не на полкилометра с высотами, достигающими 45-ти метров. Скалы объявлены геоморфологическим и ботаническим памятником природы.

Происхождение названия объясняют легендой, что здесь находился старообрядческий скит. Жили в земляных кельях, по другой версии чуть ли не в скале. Занимались винокурением и, соответственно, реализацией втайне от властей.
Краевед Рудольф Кашин в путеводителе по Чусовой приводит другой, возможно, более правдоподобный вариант: "Старообрядцы облагались двумя налогами: общим для всех и "повинным" за приверженность к старой вере. Повинный налог отрабатывался на выжигании древесного угля в куренях, которые находились на этой горе -- "повинные курени". От повинных курений произошло название Винокуренный". Насколько это соответствует истине, не могу сказать, но Петр I, в свое время, действительно, обложил двойным налогом старообрядцев.

Я мимо этого Камня, в последний раз, проходил лет 20-ть с небольшим  назад, летом, а зимой не бывал.
На реку мы вышли чуть ниже расположения скал, и пошли вверх по Чусовой. На подходах и самой реке много следов от снегоходов.

Интересное образование полукруглой формы, похожее на карстовый провал. Надо бы в бесснежное время более тщательно осмотреть.
     Поднялись по реке до начала скального массива. Узрел плакат, извещающий о том, что мы находимся на территории природного парка "Река Чусовая". Вообще плакаты встречаются вдоль Чусовой, начиная с села Слобода. Я встречал информацию, что парк начинается от Сафронинского камня -- это в 35-ти км по реке от Слободы.

Но в настоящее время территория парка, похоже, начинается именно здесь -- от Винокуренного камня (41 км от Слободы). Плакат по давней традиции, кажется, послужил мишенью для горе-охотников.
     Здесь имеется оборудованное место для стоянки со столом под навесом и туалетами. Как известно: "Свято место пусто не бывает".
И этот уголок природы не стал исключением, судя по следам, народ приезжал отметить один из значимых праздников в нашей стране, именуемый "Международным женским днём".
     Рядом, всякого рода "проходимцев" приветствуют три плаката информационного характера, пока не пострадавшие от вандалов.
      С этого места начинается экологическая тропа -- камень "Винокуренный". Мы поднялись по тропе. Есть мостики через овражки и лестницы на крутом склоне. Зимой тропинка ведет не очень далеко.
      Торить тропу по глубокому снегу не стали. Спустившись, снова пошли по реке в обратный путь.
     Видели 2-х рыбаков, но рыба, похоже, почему-то клевать не хотела.

Завернули на скалу, глянуть ещё раз на окрестности с высоты. Вдали виднеется гора Сабик и деревня Курья.

И двинулись в обратный путь, предварительно отметив событие горячим чаем.

На обратном пути заглянули в Новоуткинск, проведать в каком состоянии находится храм. Оказалось, что церковь выглядит образцово, по крайней мере, снаружи. Дома местных обывателей покажу как-нибудь в другой раз.
Пару кадров оттуда.
Успенская церковь относительно недавно восстановленная и отреставрированная. Построена она была в 1838-ом, а закрыта в 1931-ом году.
      Рядом пруд. Ведутся ремонтные работы на плотине.
      На этом пока всё. Все кадры сделаны на широкоугольный зум PENTAX DA 12-24 f/4.
                                          Удачи!

Похожий пост.
 1. Чёрный Камень. Чусовая

1. Ах, как с погодой вам повезло! Весна в каждом кадре так и брызжет! Мы в субботу снова ходили по пешеходному маршруту вдоль скал у Слободы. Тоже очень понравилось - синицы звенят на все лады, ветер теплый по-весеннему, но пасмурно...

Миша, не совсем понял, можно ли к Винокуренному камню добраться "с земли", не с реки? Сейчас уже лёд на Чусовой ненадежный, рисковать не будешь. Можешь ли посмотреть координаты GPS начала тропы?

1. Да, погода была хорошая. Птички, почуяв весну, не смолкали и радовали нас своими песнями.
      В надежности льда в том районе в предстоящие две недели, думаю, можно не волноваться. Наледь есть, но по снегоходным и рыбачьим следам ходить можно свободно. Мы на машине доехали до своротка перед Староуткинском. Там есть плакаты с надписью: "Винокуренный камень". Дальше пошли пешком. Дорога частично занесена снегом. Можно спуститься до Чусовой и пройти вдоль скал, как мы и сделали. А можно сразу завернуть наверх, на смотровую точку. Но поверху весь массив скал не обойти -- тропа очень короткая. Есть ещё своротка, не доезжая плакатов. По той своротке можно попасть на то место, где стол, туалеты и т.д. Если не проходить по реке, думаю, будет не очень интересно. Координат у меня нет. Я до такой техники ещё не дошел.

2. Спасибо за пояснения. Сейчас на реку уж не хочу выходить. Я еще нужен своим читателям. :) Подожду до следующей зимы, и зайду на Винокуренный камень с реки.

3. Можно съездить летом или "золотую осень" поснимать, а потом в начале зимы, когда лед на Чусовой встанет и снега будет не так много. Можно будет и по реке пройти, и вверху по скалам.

2. Не перестаю восхищаться нашими Уральскими красотами. Все виды хороши.
    А вот синие купола храма на фоне голубого неба, просто потрясли меня. Миша, можно утащу фотографию себе в контакт? У меня там есть фотоальбом "Русь православная".

1. Да, Наталья, если нравится -- берите.

У меня запрет только на коммерческое использование.
      Но некоторых товарищей не смущает даже то, что на фото кроме копирайта и фамилии стоит еще логотип фотобанка -- используют именно в коммерческих целях. А про чистые фотографии и говорить нечего.

2. Спасибо, Михаил! Очень мне понравилась эта фотография. Я бы никогда не решилась брать без разрешения автора. Только потом её и у меня утащить могут.

3. Натали, не ломайте голову! Люди, бывает, даже чужие фото под своей фамилией на конкурсы выставляют. Это их проблемы.

3. Верно Сергей подметил - весна в каждом кадре. Какие берёзки, только Саврасовских грачей не хватает. Михаил, вы на лыжах ходили или пешком?

1. Грачей в последнее время я больше вижу в городе. Эти уже, наверное, оседлые и держатся ближе к мусорным бакам. Но и Саврасовские грачи в природе, надеюсь, пока существуют. Видимо, еще не прилетели.
      Прогулялись пешком.

2. Я вообще грачей на Урале за 16 лет, что здесь живу, ни разу не видел... Даже скучаю по ним... :( Действительно, эти птицы - самый настоящий признак того, что весна пришла и уж точно свои права не уступит зиме.

3. С грачами у нас (на Среднем Урале) хоть и не густо, но прилетают. Случается это чаще в конце марта.
      Вчера меня, похоже, бес попутал. Писал про грачей, а имел в виду галок, которые и зимой у нас встречаются. Хоть эти птицы и относятся к одному семейству врановых, но выглядят совершенно по-разному. Грачей легче попутать с черными воронами или вОронами.
      В детстве для нас было событием -- прилет скворцов. Сейчас я их тоже не вижу.

4. А у нас скворцы прилетают. Правда, не так много, как раньше. А ближе к весне свиристели повадились в город прилетать. Такая хорошая стайка уже не первый год пасётся у меня на яблоне-ранетке.

5. У нас много свиристелей бывает зимой, когда ягод на деревьях много. Но на этой неделе тоже видел свиристелей. Было их немного. Собирали вытаявшие из снега ягоды, оброненные зимой.

6. У нас кот умудрился поймать свиристельку. Отобрали, но но её успел изрядно потрепать. Не выжила. Жалко.

7. Да, жалко птичку. Немного не дожила до теплых дней.

4. Красота-то какая)) Много в нашей стране ещё неизведанного, а мы всё по курортам разъезжаем)

1. Что-что, а красивых мест в нашей стране действительно много, причем вполне доступных, не говоря про труднодоступные места, где мало кто бывает.

5. Одна ностальгия от твоего отчета! :) Тоже вспомнилось, как первые песни скворец под окном выводил. И скворечники мы делали для скворцов, а не для воробьев и синичек. :)

1. Мы тоже делали скворечники, а потом наблюдали: заселят их скворцы или нет? Их еще и не каждый скворечник устраивал. То ли сам скворечник по каким-то причинам не нравился, то ли расположение -- для нас оставалось загадкой.

2. А мы в детстве скворечники прямо за окном делали, и там реально жили птицы, вот только не скворцы, все больше голуби

3. Ни видеть, ни слышать про такое не приходилось. В те скворечники, что делали мы, голубь бы не смог попасть из-за своих размеров.

6. Миша, я почти все ваши снимки мысленно прям таки на холсте "увидела" - они у вас как картины, чесслово. Жаль, что я не художник)))

1. Спасибо, Галина за оценку, хоть это и преувеличение моих способностей. На самом деле некоторые мои фото (не эти) послужили основой картин. Что-то мне показали, а что-то я и не видел, потому, как картины быстро нашли новых владельцев.

7. Красиво у вас там) Правда вид совсем не весенний, но все равно красиво.И согласна с комментатором выше, снимки очень живописные, сделаны так, что хоть картины с них пиши)

1. Ассоциации с весной, наверное, у всех разные. На этих фото весна в наших краях только начинается. В молодости я проходил службу в Приморском крае -- там весна совсем другая.

8. Сколько же у вас снега - позавидовать можно. У нас уже несколько недель, как все растаяло, в лесу только остался, а за последние 3-4 дня выпала, наверное, месячная норма снега. На лыжах особо не покататься, но самое удивительное, что нашлись фанаты. А у вас еще кататься и кататься...

1. Да, снега у нас до сих пор достаточно, еще и свежего подсыпает. Холодные ночи и отрицательные температуры, по крайней мере, до обеда вполне позволяют кататься на лыжах тем, у кого есть время и желание.

2. Ну все, у нас снег почти полностью растаял, перешли на катание на велосипедах, по ночам, правда, около нуля, но это не надолго

3. А у нас и то и другое в принципе пока возможно.

4. И у нас можно на велосипедах кататься и на роликах, а в палисаднике у меня огромный сугроб лежит.

9. Красота то какая! Обожаю уральскую природу. Был на юге - не то. В Воронежской области тоже красиво, но не Урал конечно. Хорошо, что Успенскую церковь восстановили, и стыдно, что когда закрывали.

1. Спасибо, Александр!
      На юге тоже красивых мест хватает. Все, наверное, зависит от времени года. Да и, юг -- понятие очень широкое. Везде, наверное, можно найти какую-то свою красоту, иначе люди бы там не поселились.

2. Да, Михаил, на юге мы были, как раз, глубокой осенью :)Так то и там похоже красиво весной-летом.

3. Если представить степь, например, весной во время цветения -- будет красота, а глубокой осенью уже такого не скажешь.

10. Какая интересная форма скалы, как сказочный замок, вообще всё красиво и церковь просто великолепно смотрится, а чтобы показать эту красоту, надо обладать талантом фотохудожника, у Вас это здорово получается!

1. Спасибо, Людмила! Скала и на самом деле интересно выглядит. Но снимки, на самом деле, ничего особенного собой не представляют. Они не претендуют на что-либо кроме иллюстрации какого-нибудь текста.

11. Интересно, какая у вас глубина снега в лесу? У нас по колено бывает, мне кажется, здесь гораздо больше

1. Да, здесь снегу гораздо больше, чем по колено. Прошедшей зимой выпало снегу больше, чем обычно бывает. Но и обычно у нас побольше, чем по колено.
      Такая вот тавтология получилась.

2. В этом году и у нас, на Южном Урале, и в Башкирии много снега. Даже в городе было чуть не по пояс у меня в усадьбе.

12. Очень красивые места! Я тоже не слишком люблю, когда "плоско" ;-) Гораздо лучше, на мой взгляд - различные горы, горки, обрывы.

13. У нас уже вторая половина апреля на дворе, интересно, что у вас с погодой? Снег-то растаял, или все еще сугробы лежат?

1. Людмила, только что Мише написала, что сугроб огромный в палисаднике. Правда, это северная сторона.

2. У меня в палисаднике сугроб с восточной стороны еще долго таять будет. В огороде, в тени у забора снег только дотаял. В хвойном лесу неделю назад снегу по колено, а кое-где и больше было.

3. У меня в лесу на прошлой неделе местами снег в низине лежал. Сейчас, думаю, уже ничего не осталось...

14. А нам к началу мая обещают лето, а потом опять весну :) , у нас часто май теплый, а потом приходит туманный июнь и опять курточки достаём :)

15. Михаил, уже майские праздники вот-вот наступят, а вы нам все зимние пейзажи показываете. Давайте уж что-нибудь весеннее...

16. Про свой родной город Кыштым смотрел на ютубе видео и встретилось про Чусовую видео - https://www.youtube.com/watch?v=hGecIVDQIVE

1. Спасибо, Александр! Я видел это видео. В "Достояние планеты", наверное, собрались "сказочные долбоё..", желающие из ничего сделать сенсацию и заработать на этом. То, что там нет никакой полигональной кладки было ясно всем здравомыслящим людям кто видел эту пристань. Вот даю ссылку: https://uraloved.ru/istoriya/istoricheskie-zagadki-sela-chusovoe
      Там, человек, нашёл документы в архиве и написал всё, как было на самом деле.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.